Немецкая овчарка
Всё о породе: для профессионалов и любителей

Обучение немецкой овчарки послушанию

Автор статей
Оксана Громова
Практикующий кинолог по немецким овчаркам. Стаж 30 лет. 
Пишу статьи о немецкой овчарке. Регулярно занимаюсь дрессировкой этой породы на платной основе. Консультирую.

Дрессировка – это процесс выработки у собаки комплекса условных рефлексов (навыков), необходимых для управления ее поведением. Как правило, это выполнение определенных действий по команде или жесту дрессировщика. Дрессировка – это сложный процесс, требующий глубоких профессиональных знаний, интуиции, опыта, индивидуального творческого подхода и таланта дрессировщика. Происходит от французского слова dresser – выправлять, обучать.

Амуниция которая необходима для обучения Вашей немецкой овчарки:

  • Обычный ошейник из кожи, кожзаменителя или брезента.
  • Поводок из капроновой или брезентовой тесьмы шириной 2-2,5 см, длиной – 3 метра.
  • Поводок из капроновой или брезентовой тесьмы шириной 2-2,5 см, длиной – 2-2,5 метра.
  • Намордник кожаный, пластиковый или металлический.
  • Строгий ошейник.
  • Сумочка для лакомства.
  • Лакомство (корм премиум или супер-премиум класса, печенье, сыр, мясо, сухарики, овощи, фрукты – то, что любит собака, нарезанное маленькими кусочками).

Место обучения

В отличие от спортивной дрессировки, которой обучают на специально оборудованной площадке определённых размеров или на стадионе, бытовое послушание предполагает постоянную смену  места занятий, наличие множества отвлекающих факторов (люди, животные, транспорт), разное время занятий и разную последовательность навыков.

Собака должна работать в той среде, в которой она живёт и гуляет. Поэтому навыки отрабатываются изначально и на пешеходной дорожке, и возле подъезда, и во дворе, и в вольере, и на площадке для выгула. Чем больше вариантов, тем больше вероятность выполнения навыка в экстремальных условиях, тем выше степень подчинения владельцу / дрессировщику.

Возраст собаки

Воспитательную дрессировку (приучение к поводку и ошейнику, реакция на кличку, отучение хватать за руки и ноги, подбирать с земли, правильно брать лакомство из рук) можно начать и в 3 месяца, но именно чёткому выполнению команд лучше начинать обучать не ранее 4-5 месяцев.

Однако, и откладывать  обучение старше 7-8 месяцев, не стоит. Особенно – с кобелями, у которых в этом возрасте начинается период полового  созревания, вырастает самомнение и желание доминировать, а физически справиться с ними становится уже достаточно сложно. Суки в этом отношении всё же более пластичны. С неагрессивными суками можно начинать занятия по дрессировке и в более позднем возрасте, хотя и нежелательно надолго их откладывать.

Нужен ли инструктор-дрессировщик

Однозначно – да.  Более того, предпочтительно, чтобы до начала работы с инструктором, владелец не занимался с собакой обучением самостоятельно, потому что исправлять ошибки потом будет гораздо дольше и проблемнее, чем обучить собаку с нуля.

Про выбор и работу с дрессировщиком

Основные навыки послушания

Обучение может происходить разными способами: с помощью лакомства, с помощью рук и поводка, комбинированно. Обычно, немецкие овчарки – не пищевики и лакомство на улице их мало интересует, даже если во дворе или в квартире они его с удовольствием едят. Это порода, которая работает «за интерес». Немецкой овчарке более подходит обучение с помощью управления руками и поводком (механика).

Команды «сидеть»

Собака находится слева от дрессировщика. В правой руке показываем лакомство, поднимая его чуть вверх и назад, левой нажимаем на область крупа (часть линии верха собаки, находящаяся возле основания хвоста). Собака садится. Сразу даём лакомство, подкрепляем голосовой командой «хорошо», гладим собаку, повторяя: «Хорошо, молодец!». Не позволяем изменять положение после получения лакомства. Собака должна находиться в этом положении до следующей команды или до команды «гуляй».

Если собака – не пищевик и лакомство её не интересует, то либо  используется любимая игрушка, либо просто правой рукой поводок подтягиваем вверх под углом 45 градусов, а левой нажимаем на круп.

Пока собака сидит, просто хвалим её, поощряем лакомством и поглаживанием, но команду не повторяем. Повтор делается только при изменении положения. При этом, дрессировщик отходит на шаг-два, возвращается, поощряет, обходит собаку, опять поощряет, снова отходит. И так повторяет несколько раз.

Постепенно увеличивается расстояние, на котором собака выполняет команду, время выдержки, вводятся отвлекающие факторы (проходящие мимо люди, животные, проезжающие машины, брошенные предметы и лакомство, уход дрессировщика из зоны видимости собаки и прочее).

Команда «лежать»

Собака слева от дрессировщика. В правой руке показываем лакомство, опуская его вниз, к земле, левой рукой нажимаем на область холки (часть линии верха собаки у основания шеи), заставляя лечь. Если не получается – можно правой рукой взять обе передние ноги собаки и потянуть вперёд, левой нажимая на холку. Не позволять заваливаться на бок и на спину. Либо правой рукой тянем поводок вниз (можно просто наступить на поводок ногой), левой нажимая на холку. Поощряем голосом, лакомством, поглаживанием.

Дальше – всё то же самое, что в команде «сидеть»: дрессировщик отходит на несколько шагов, пресекая попытку изменить положение, возвращается, поощряет, опять отходит, обходит, возвращается, поощряет. И так – несколько раз. Увеличиваем расстояние до собаки, время выдержки, вводим отвлекающие факторы.

Команда «стоять»

В правой руке показываем лакомство/игрушку, либо тянем за поводок немного вперёд, левой поднимаем собаку под живот. Поощряем. Отходим – подходим – поощряем – отходим – обходим – поощряем, повторяем несколько раз. Наращиваем степень сложности.

Команда «стоять» сложнее, чем «сидеть» и «лежать», требует от собаки большего подчинения и концентрации.

Команда «ко мне»

Эта команда состоит из двух частей: подход и усадка перед дрессировщиком. После подачи команды, подтягиваем поводок на себя левой рукой, правой нажимаем на область крупа. Можно показать собаке лакомство в правой руке, направив её к себе поводком в левой руке и перед собой поднять лакомство немного вверх, чтобы собака села. Команда «сидеть» при этом не подаётся, собака просто усаживается с помощью лакомства, игрушки или поводка. Как только собака села ровно перед дрессировщиком, сразу идёт поощрение.

Постепенно команда подаётся с большего расстояния, собака корректируется на быстрое и беспрекословное выполнение.

Команда «рядом»

После подачи команды собака направляется лакомством, игрушкой или поводком к левой ноге дрессировщика и усаживается ровно возле ноги. Поощряется. Пока дрессировщик стоит – собака должна сидеть возле левой ноги, как только начинает двигаться – собака двигается рядом с ним так, чтобы её правая нога была рядом с левой ногой дрессировщика. При остановке, собака должна сесть.

Во время движения при сохранении правильного положения, собака поощряется, при остановке поощряется за усадку.

Во время выполнения упражнения поводок прослаблен и находится в левой руке, конец поводка контролируется правой рукой. Если собака натягивает поводок – одёргиваете и сразу расслабляете руку. Можно держать поводок в левой руке, а в правой – лакомство или игрушку, мотивируя собаку на сохранение положения у ноги.

Собака должна не только ходить рядом по прямой, но и выполнять повороты направо,  налево, кругом. Усложнение – движение по восьмёрке, по часовой и против часовой стрелки, движение разными темпами (медленно, средним шагом, быстро, бегом).

Команда «дай!»

Это не запрещающая команда, а согласие собаки на обмен, отдачу еды, игрушек, предметов владельцу. Если вы хотите, чтобы собака отдала вам  вышеперечисленное, не нужно говорить «фу/нельзя» (запрещающие команды), говорите «дай» и аккуратно вынимайте их из пасти или предложите обменять на другую еду, игрушку, предмет. Покажите, что вы лишь совершаете обмен на равноценное, но подчинение собаки в этом обмене – обязательно!

Если собака пытается не отдать вам то, что вы требуете, правой рукой держите этот предмет/ кость, миску, протяжно и угрожающе командуете «даай!», а в левой либо предлагаете вариант обмена (другую кость, предмет, лакомство), либо резко дёргаете за поводок, который пристёгнут к ошейнику (можно – к строгому – для особо упрямых).

Однозначно забираете то, что вам нужно и хвалите собаку, поощряете лакомством, игрушкой. Затем предмет обмена возвращаете собаке и снова хвалите. На несколько минут оставляете в покое. Ещё раз повторяете упражнение.

Все попытки агрессии должны жёстко пресекаться.

Навык считается отработанным, если собака беспрекословно отдаёт вам требуемое, будь то вкусная косточка или любимая игрушка.

Команда «фу / нельзя!»

Данная команда отрабатывается только на отрицательных эмоциях, потому что её невыполнение или несвоевременное выполнение в некоторых ситуациях может стоить собаке жизни. Никакими бесконфликтными методами не добиться чёткого, мгновенного и беспрекословного выполнения этого навыка.

Обучение команде начинайте после отработки команды «место», потому что «место» проще и быстрее наработать с помощью лакомства, а потом убрать лакомство и начать отучать подбирать с земли.

Для быстрого и надёжного варианта отучения подбирать с земли можно воспользоваться следующим способом: надеть на собаку строгий ошейник, пристегнув к нему поводок и подвести к заранее раскиданному по земле лакомству. Внимательно наблюдаете за собакой и при попытке подобрать кусок, резким рывком поводка отдергиваете собаку с одновременной командой «фу/нельзя!».

Команда подаётся громко и строго. У собаки с первого же рывка должно пропасть желание не то что подбирать, но даже принюхиваться к разбросанному лакомству. После рывка пойти погулять с собакой и когда она успокоится и отвлечётся, ещё раз провести мимо разбросанного лакомства и повторить процедуру при проявлении интереса.

Предпочтительно, чтобы на второй  подход помощник выложил лакомство в другом месте, пока вы гуляете и собака не видит его. Такой способ подходит только собакам  старше 6-7 мес.

Щенка младше 6 месяцев этому навыку можно обучать так же, но на мягком ошейнике. И – не жалейте, но рассчитывайте силу рывка, чтобы не нанести травму!

Ещё один этап.

  1. Предложите собаке лакомство в левой руке , со  словами «можно», похвалите.
  2. А теперь покажите лакомство и обозначьте командой «нельзя». При попытке взять лакомство, убираем его, либо зажимаем пальцами левой руки, а правой однократно хлопаем собаку по морде с командой «нельзя».
  3. Затем, говорим «можно» и позволяем взять, хвалим.
  4. Через некоторое время повторяем ситуацию.

Если есть возможность, можно попросить предложить лакомство кого-то из знакомых, но брать у этого человека запрещаем. При попытке принять лакомство, этот человек должен хлопнуть собаку по морде, не дав его ей,  а вы тут же даёте лакомство из своей руки с командой «можно» и хвалите собаку. После двух-трёх повторов собака усваивает, что у постороннего человека лакомство брать нельзя.

Команда «место»

Место у собаки, живущей во дворе – это её будка, в квартире – подстилка/лежанка, на улице – предмет, на который вы укажете рукой, сопроводив голосовой командой «место». По команде дрессировщика собака должна занять указанное место, обозначив его укладкой и оставаться на нём до следующей команды, либо до команды «гуляй».

Команда «барьер»

Команда «барьер» — это преодоление препятствия: забора, штакетника, поваленного дерева и тому подобного. Высота препятствия может быть разной, но начинать нужно с малого. Начните с небольшого препятствия, которое вашей собаке посильно преодолеть даже безопорным прыжком. Предпочтительно —  невысокий заборчик из кирпича, за который пёс не зацепится и сможет оттолкнуться от его верхней границы.

Собака на шлейке (предпочтительнее) или мягком ошейнике и длинном поводке. Ошейник плотно застёгнут на шее. Это предотвратит возможность травматизма собаки, если придётся её подтягивать на поводке.

  1. Собака стоит с одной стороны препятствия, дрессировщик – с другой и зовёт собаку.
  2. При попытке взобраться на препятствие – подтягивает на себя поводок, помогая собаке.
  3. Как только собака преодолевает препятствие, нужно активно похвалить и поощрить её всеми доступными способами (лакомство, ласка, похвала).

Можно побежать к препятствию вместе с собакой, в последний момент либо перепрыгнув вместе с ней его, либо, подхватив собаку сзади, помочь взобраться на препятствие и перепрыгнуть. Похвалить за выполнение.

Высоту препятствия увеличивайте постепенно. Не нужно заставлять немецкую овчарку преодолевать барьеры выше 2 метров, так как с увеличением высоты препятствия повышается возможность получения собакой травмы позвоночника или конечностей при прыжке.

Не стоит обучать этому навыку собаку, живущую во дворе частного дома, так как весьма велик риск того, что, увидев за пределами двора животное, собака, перепрыгнет забор и побежит знакомиться, а если владелец это не заметит своевременно, то может и потеряться.  Или запрыгнет в палисадник и вытопчет все полезные насаждения.

Апорт

Апортировка – это подноска предмета дрессировщику. По команде «апорт» собака должна принести указанный предмет, сесть перед владельцем с предметом в зубах и удерживать его до команды «дай!».

Существуют два способа обучения апортировке – игровой и принудительный.

Игровой подойдёт для собак, замотивированных на ношение предметов, он более быстрый  в достижении результата, но выполнение навыка, отработанного таким способом, может быть нестабильно, так как эти собаки обычно приносят предмет только по собственному желанию, пока им это интересно, слабо его удерживают, часто –  либо бросают под ноги владельцу, либо вообще не отдают. И не берут неинтересный им предмет. Игрушка – да! Двигающийся предмет – да! Кусок кирпича, лежащий на земле – нет.

Этот способ годится для быта, когда цель – физическая нагрузка для мало двигающейся собаки.

Принудительный способ подходит лишь для собак с устойчивой психикой и под руководством опытного инструктора, так как отрабатывается он довольно жёстко и нужно знать меру, чтобы с одной стороны – не переборщить, с другой – довести до конца. Применяется – по большей части – для служебных собак.

Апортировка, отработанная на принудительном методе – это 100%-я подноска любого указанного предмета – камня, кирпича, вещи, чего угодно. Не брошенного дрессировщиком, а просто лежащего. Дрессировщик указывает на лежащий предмет,  и по команде «апорт», собака приносит его, удерживая во рту до команды «дай». Навык собака запоминает на всю жизнь. Выполняет его стабильно. При этом, она не будет пережёвывать предмет, нестись за ним без команды.

  1. При отработке апортировки игровым способом, усаживаем собаку слева от себя командой «рядом».
  2. Удерживая поводок левой рукой, правой  бросаем предмет. При попытке встать, повторяем команду «рядом» и возвращаем собаку в исходное положение.
  3. Выдержав паузу в несколько секунд, даём команду «апорт» и позволяем побежать и взять предмет.
  4. С помощью поводка направляем собаку к себе и усаживаем перед собой как при команде ко мне.
  5. Придерживая одной рукой нижнюю челюсть собаки, чтобы она не бросила предмет, другой  — гладим, хвалим.
  6. Даём команду «дай» и забираем предмет, либо меняем его на лакомство/ другой предмет.
  7. Снова хвалим.
  8. Постепенно увеличиваем время удержания собакой предмета, выдержку после броска, удержание при подноске.

Если собака теряет интерес к брошенному предмету – можно «оживить» его с помощью привязанной к нему верёвки. Лёгкое шевеление предмета этой верёвкой при подноске уменьшит его пережёвывание.

При отработке апортировки принудительным способом, собака сначала приучается просто удерживать предмет, сидя перед вами.

  1. Вкладываете предмет в рот собаке и, придерживая одной рукой под нижнюю челюсть, чтобы не бросила, другой рукой гладите собаку, хвалите.
  2. Через несколько секунд командуете «дай» и вынимаете предмет изо рта.
  3. Поощряете лакомством, похвалой, поглаживанием.
  4. Делаете несколько таких повторов.
  5. Чередуете с выполнением других команд.
  6. Как только собака начинает спокойно удерживать предмет, отдавая его по первому требованию, переходите к следующему этапу.

Приучаем брать предмет из руки по команде.

  1. Собаку привязываете к столбу поводком, пристёгнутым к мягкому ошейнику.
  2. Надеваете удавку или строгий ошейник с ещё одним поводком. Этот поводок держите в левой руке. Правой – предлагаете предмет, командуя, «апорт».
  3. При этом, делается рывок поводком и предмет насильно вкладывается в пасть собаке. В случае попытки бросить предмет, делается рывок поводком.
  4. Собака поощряется, как только прекращает попытки выбросить предмет изо рта.
  5. Упражнение повторяется до тех пор, пока собака не начнёт самостоятельно брать предмет из вашей руки и удерживать его до разрешающей команды «дай».

Третий этап – самый сложный и самый жёсткий по отработке: брать предмет с земли. Собственно – всё то же самое, что при отработке брать предмет из руки, но с земли собака его хочет взять ещё меньше, чем из руки, поэтому степень давления и болевых эффектов наращивается.

Очень важно почувствовать тот момент, когда собака согласна взять предмет – во избежание дополнительной коррекции – и быстро поощрить её, мотивируя на поднимание предмета. Как только собака хоть раз самостоятельно взяла предмет – сразу активно хвалим и прекращаем упражнение до следующего занятия, давая понять, что выполнение по первому требованию сводит количество упражнений до одного.

Усвоив это однажды, ваша собака будет всегда выполнять это упражнение по первой команде.

Когда отработано поднимание предмета с земли, приступайте к подноске предмета и усадке перед вами. Для этого собака (уже не привязанная, а просто находящаяся на поводке) после поднятия предмета по команде, подтягивается к дрессировщику поводком (при этом – хвалим) и усаживается перед ним. Хвалим. Забираем предмет по команде «дай».

Навык считается отработанным, когда по команде дрессировщика собака приносит предмет, садится перед дрессировщиком и удерживает предмет до команды «дай».

Команда «дай лапу»

После подачи команды «дай лапу», берём в руки лапу собаки, гладим, хвалим, даем лакомство. Повторяем несколько раз за время занятия.

Ношение намордника

  1. Подбираем намордник по голове собаки.
  2. Усаживаем собаку.
  3. Кладём кусочек лакомства в намордник, надеваем его и хвалим собаку, гладим, проталкиваем в намордник дополнительные кусочки лакомства.
  4. Через несколько секунд снимаем намордник, хвалим.
  5. Повторяем упражнение несколько раз, пока собака не привыкнет спокойно относиться к процедуре одевания и нахождения в наморднике.

Затем приучаем не обращать внимание на намордник в движении, отвлекая командой «рядом» и выдачей лакомства через намордник.

Следующий этап – выполнение команд в наморднике без попытки снять его.

Команда «гуляй»

Данная команда – свободное состояние собаки. Командой «гуляй» можно на определённом этапе обучения поощрять за правильно выполненные навыки, давая собаке 5-7 минут разрядки.

3 категории дрессировщиков по Эду Фраулю

Эд Фраули – это американец, владелец питомника рабочих немецких овчарок.

  1. Первая категория составляет группу людей, которые просят своих собак что-то сделать, заманивая и подкупая их игрушкой или едой. У таких тренеров собаки часто не делают того, что требуется, поскольку считают вознаграждение недостаточным. Эти собаки кончают тем, что становятся наглыми, доминирующими и часто антисоциальными и агрессивными и попадают в приюты из-за того, что становятся неуправляемыми, хотя в действительности, все это – результат неправильной дрессировки. При обучении таким способом собака работает нестабильно.
  2. Вторая категория — тренеры, которые с помощью принуждения и запугивания заставляют собак делать то, что требуется. С помощью принуждения отдрессировать собаку можно намного быстрее. Кроме того, через принуждение собаку можно обучить практически чему угодно. Главная проблема этой категории дрессировщиков – их редко любят собаки.
  3. Третья категория балансирует между первыми двумя. Как только собака начинает понимать значение команды, вводятся отвлекающие факторы. Если собака не подчиняется при отвлекающих факторах, то за непослушанием следует коррекция. Главное при этом подходе – коррекция следует только в том случае, если владелец на 100% уверен, что собака понимает, что от нее требуется, и отказывается выполнять команду. Навыки, полученные при этом методе, наиболее устойчивы и собака всегда будет считать владельца вожаком стаи. Главный принцип дрессировки по Эду Фраулю — это найти правильный баланс между мотивацией и коррекцией.

Основные принципы дрессировки

  1. Не бывает глупых собак, бывают неопытные дрессировщики. Терпение и труд всё перетрут. Собака, которая не способна выучить базовые команды за 10 занятий, выучит их за 20, а которая не выучит за 20 – всё равно научится за 30. Терпение, терпение, терпение. И — всё получится! Главное – не отчаиваться и помнить, что собака учится через повторение.
  2. Нельзя корректировать собаку за те вещи, которых она не понимает или которым не была обучена.
  3. Один из самых важных моментов дрессировки – это чтобы владелец научился применять коррекцию правильного уровня, при этом, уметь сразу же по достижению нужного результата разрядить ситуацию поощрением собаки.
  4. Чтобы коррекция была эффективной, она должна быть применена не более чем через 1,5 секунды после нарушения.
  5. Дрессировщик не должен быть пассивен.
  6. Собака может любить, но не уважать владельца. Когда собака показывает неуважение – нужно увеличить на неё давление. Делать это надо справедливо, жёстко и постоянно.
  7. Не нужно очеловечивать собаку.
  8. В процессе обучения собака должна научиться ценить хорошее расположение дрессировщика/ хозяина.
  9. С доминантностью собаки в любых формах надо бороться. Доминантная собака всегда должна находиться под контролем.
  10. Корректируя собаку, не забывайте поощрять её (похвалой, лакомством, свободным состоянием), как только добились своего.

Первые 3 занятия

Первые три занятия – сугубо механика, подкреплённая положительными эмоциями: громко и чётко подаётся команда, дрессировщик с помощью поводка и рук придаёт нужное положение собаке и поощряет её за сохранение этого положения.

То есть, если была команда «сидеть», собаку посадили – дали лакомство, погладили, похвалили голосом. Дальше поощряем сохранение положения, отрабатывая выдержку и обучая тому, что в данном положении собака должна находиться до подачи следующей команды. До тех пор, пока собака не меняет положения, команду не повторяем, только хвалим («хорошо», «молодец», «умничка» и т.п.) и поощряем. Отходим на шаг – два, возвращаемся – поощряем. Обходим вокруг собаки – опять поощряем.

Если собака делает попытку изменить положение тела – даётся дополнительная команда, собака возвращается в то же положение и упражнение повторяется. Головой собака может крутить хоть на 180 градусов, следя за действиями дрессировщика, но менять положение тела не должна до следующей команды. Свободное состояние собаки – команда «гуляй».

Впоследствии, этой командой, поданной с определённой паузой после предыдущей команды, можно поощрять, тем самым как бы говоря: «Сделала то, что мы хотели – награждаем тебя свободой на некоторое время».

На первых трёх занятиях, возможно, при отработке выдержки, придётся дать команду сто раз и столько же раз вернуть собаку в нужное положение, но необходимо помнить, что собака путём повторения обучается и запоминает, просто ей требуется время.

Обычно, на этом этапе обучения 90-100% занятия работает дрессировщик – для быстрой и правильной коррекции в нужной степени и во избежание ошибок, которые может совершить неопытный владелец.

  • Всем базовым командам собака обучается в комплексе, а не по одной. Потому что иначе у собаки срабатывает стереотип: вижу лакомство – сажусь/ ложусь/ стою, и делаю только это. Нет, собака должна внимательно наблюдать за дрессировщиком (концентрация внимания), слушать, слышать, дифференцировать и выполнять команды по первому требованию.
  • Нельзя повторять команду несколько раз, особенно на начальном этапе. Так собака привыкнет к возможности не выполнять навык по первому требованию и вообще будет демонстрировать своё неуважение к дрессировщику. Дали команду – заставили принять нужное положение. Повтор – только при несанкционированном изменении положения.
  • С первого же занятия приучайте собаку ровно садиться при выполнении команд «ко мне» и «рядом», ни разу не позволяя сделать это криво.
  • Ведите себя максимально эмоционально: бурно и восторженно хвалите за подчинение, строго и недовольно повторяйте команду в случае несохраниения положения. Этим  дрессировщик помогает собаке в процессе обучения. Людей, монотонно бубнящих команды и похвалу, собаки игнорируют и плохо им подчиняются.
  • Если собака концентрируется не на дрессировщике или том из владельцев, который с ней работает, то владелец, на которого она с мольбой смотрит: «Спаси меня!», должен взять поводок и продолжить отработку навыков с целью показать ей, что и он её не спасёт от работы. Нужно выполнять.
  • Ни в коем случае нельзя сочувствовать, не желающей работать собаке. Она сразу же почувствует поддержку, начнёт игнорировать человека, с которым в данный момент работает, но и сочувствующего будет считать слабым и недостойным её подчинения.
  • Лакомство даётся маленькими кусочками. Настолько маленькими, чтобы собака могла проглотить его, не жуя, потому что на занятии не стоит цель накормить собаку, а лишь поощрить её за правильные действия.
  • Команды подаются в разной последовательности, при отвлекающих факторах, в разных местах.
  • На занятиях нужно смоделировать максимум возможных сложных ситуаций при выполнении навыка.
  • В основном, на первых трёх занятиях собака обучается навыкам «сидеть», «лежать», «стоять», «ко мне», «рядом», «дай лапу».

4-5 занятия

На этих двух занятиях собака обучается работе на расстоянии без продвижения к дрессировщику с помощью двух поводков. Один поводок привязывается к столбу/дереву и пристёгивается к мягкому ошейнику/ шлейке. Второй поводок пристёгивается ко второму ошейнику, надетому на собаку и остаётся в руках дрессировщика.

Подаётся команда и собака направляется/корректируется вторым поводком на выполнение навыка без подхода дрессировщика. При этом, первый поводок не позволяет собаке перемещаться с обозначенного места при выполнении команд. Таким образом происходит приучение к выполнению команды на одном месте, на расстоянии от человека и управление осуществляется только лишь поводком.

В эти же два занятия начинается отработка выполнения навыка по первой команде дрессировщика: подаётся команда и через секунду собака корректируется вторым поводком на выполнение.

Этим способом отрабатываются команды «сидеть», «лежать», «стоять».

Занятия делятся на работу на привязи и без (команды – «ко мне», «рядом»).

6-8 занятия

Повторяется всё то, чем занимались с собакой на предыдущих пяти занятиях, но уже с усложнением: увеличивается расстояние между дрессировщиком и собакой, собака корректируется только поводком (без рук), практически убирается или сводится к минимуму поощрение лакомством, вводится усадка, укладка и остановка собаки по команде из движения с обязательной выдержкой (дрессировщик на ходу подаёт команду, собака укладывается/садится/ останавливается, а дрессировщик продолжает движение ещё 10-15 метров, не оглядываясь, затем останавливается, стоит несколько секунд спиной к собаке, потом поворачивается и либо даёт следующую команду, либо возвращается к собаке).

Вводится обучение командам «место», «барьер», ношение намордника.

9-10 занятия

Шлифуется выполнение всех вышеуказанных навыков в разной последовательности, при усложняющих факторах (посторонние люди, животные, транспорт, близость проезжей части), на поводке и без.

Собакам с высокой степенью способности к обучению (4-5 баллов по 5-ти балльной шкале) вполне хватает 10-12 занятий для нормальной степени управляемости в повседневных условиях. Для собак с более низким уровнем способностей этот процесс может растянуться на 15-20 и более занятий. В любом случае главное – терпеливо и кропотливо добиваться выполнения и результат обязательно будет.

Плохо
1
Браво
1
Супер
8

Ваш комментарий будет первым

Оставить комментарий

Выш Mail не будет опубликован


Сайт не хранит и не обрабатывает никаких персональных данных

*


Adblock
detector